Как усмирить буйного авиапассажира? – советы юристов
Общество
08 Октября 2013
Воздушный арест
Автор: Сауле Исабаева
Конфликты пассажиров с авиаперсоналом во время полетов, похоже, у нас в стране становятся опасной тенденцией. Только за последние два месяца произошло сразу несколько таких случаев. Впрочем, подобные инциденты всегда имели место быть. Другое дело, что их не всегда придавали такой широкой огласке, как сегодня, и быстро забывали. Как бы то ни было, авиакомпании стали всерьез задумываться над тем, какими способами они могут усмирять буйных пассажиров на борту.
Пока остальные думают, "Эйр Астана" уже активно ведет переговоры с министерством транспорта и коммуникаций в поисках оптимального решения. Как нам стало известно, ведущая казахстанская авиакомпания предложила властям разрешить на борту использование пластиковых фиксаторов для усмирения буйных пассажиров на официальном уровне. Ведь когда дипломатия становится неуместной, а до помощи полиции несколько часов, не только экипаж, но и все пассажиры самолета оказываются под большой угрозой.
Агрессия человека, как известно, непредсказуема, но наказуема. Несколько лет назад Казахстан ратифицировал Токийскую конвенцию 1963 года, которая дает командиру право на использование любых средств для обездвиживания пассажира. Однако казахстанское законодательство противоречит этому документу, соответственно наш авиаперсонал нередко оказывается уязвимым перед драчунами и скандалистами. В то же время известно множество примеров из мировой практики, когда бортпроводники безболезненно решали конфликты во время полета, используя нехитрые приспособления - так называемые пластмассовые наручники.
Как считает казахстанский юрист Сергей Уткин, пластиковые утяжки для усмирения особо буйных пассажиров - это вполне логичный выход из сложившейся ситуации и его не надо прописывать законодательно. По его мнению, авиаперсонал вправе самостоятельно принимать решение об использовании таких "наручников" при особых обстоятельствах. Тем более что в уголовном и административном кодексах существует понятие "крайняя необходимость", которая позволяет любому гражданину РК обезвредить злоумышленника до приезда полиции.
При этом нельзя забывать о существовании закона РК "О правоохранительной службе", согласно которому только сотрудники этих органов имеют право на применение спецсредств и физической силы, да и то с многочисленными ограничениями. Поэтому вряд ли законодатель согласится внести изменения в закон, позволяющий бортпроводникам и другим членам экипажа воздушного судна усмирять буйных пассажиров с помощью специальных технических средств, каковыми являются пластиковые фиксаторы, считает председатель правления антикоррупционного общественного фонда "Транспаренси Казахстан" Виталий Воронов. По мнению правозащитника, это невозможно еще и исходя из тех соображений, что никто не сможет дать гарантии, что бортпроводники в спорной ситуации не поведут себя неадекватно.
По мнению юриста, авиакомпании должны больше внимания уделять психологической подготовке бортпроводников в целях грамотного разрешения возможных конфликтов с пассажирами. Он также предлагает не допускать в самолет нетрезвых пассажиров и запретить распитие спиртных напитков во время полета. Но самую главную функцию по обеспечению безопасности на борту, на взгляд правозащитника, все-таки должны нести специально обученные этому люди.
"У нас есть специальное подразделение органов полиции - Департамент внутренних дел (ДВД) на транспорте в системе МВД, сотрудники которого, являясь представителями власти, как раз и призваны обеспечивать правопорядок на транспорте, включая воздушные суда. А сопротивление представителям власти при исполнении ими служебных обязанностей влечет за собой строгую ответственность вплоть до уголовной...
Если пассажиры воздушного судна будут осведомлены о том, что на борту может находиться переодетый сотрудник полиции, который обладает полномочиями вплоть до применения силы и спецсредств, то только самый "безбашенный" рискнет покуражиться. В отношении "любителя шампанского" можно будет составить и протокол об административном правонарушении, и уголовное дело возбудить, и в наручники его заковать.
Просто "Эйр Астане" надо потратиться немного на первоначальном этапе, который будет иметь, я уверен, хороший профилактический (предупреждающий) эффект. Важно еще здесь обеспечить неотвратимость наказания за правонарушения, влияющие на безопасность полета пассажиров", - отметил в интервью "Радиоточке" Виталий Воронов.
Фото: Ляззат Тайкина